Где установлены памятники павшим на фронтах Великой Отечественной войны?

В котловине к 1990 году, как выражение признательности землякам, отдавшим жизнь в кровавой войне, было установлено около 50 памятников. Большая их часть была построена на средства общественности в середине 70-х годов, в связи с 30-летием Победы над гитлеровским фашизмом. Памятники сооружались по проектам самодеятельных и профессиональных скульпторов. Такие памятники установлены в городах Балыкчы, Чолпон-Ата селах Чон-Сары-Ой, Кары-Ой, Григорьевка, Ананьево, Чон-Орюктю, Тюпе, Шалбе, Кызыл-Су, Боконбаево и т.д.

Какие музеи открыты в Прииссыккулье?

В 1990 г. здесь действовали 3 государственных музея: Меморальный комплекс Н.М.Пржевальского, краеведческий музей в г. Караколе и историко-краеведческий музей в г.Чолпон-Ате. Помимо этого действуют общественные музеи: музей имени П.П.Семенова Тян-Шанского в г.Балыкчы, Тонский краеведческий музей и музей боевой славы в селе Ананьево, экспозиция которого посвящена воинам этого села, сражавшимся в Великой Отечественной войне. Экспозиция музея-библиотеки М.О.Ауэзова в г.Чолпон-Ате, посвящена жизни и творческой деятельности жившего здесь великого казахского писателя.

Каково происхождение кургана Сан-Таш?

Курган находится на замыкающем Иссык-Кульскую коловину с востока перевале Сан-Таш на высоте 2000 м. Здесь сохранилось около 250 курганов, среди которых центральное место занимает курган с насыпью из камней, известный как Сан-Таш -"считанный камень" (тюрк.). Диаметр кургана 60 м, высота около 4 м. В центре его воронка -след древнего ограбления кургана. Археолог Д.Ф.Винник, обследовавший могильник в 1959 и 1976 гг., считает курган усыпальницей племенного вождя. Погребения подобного рода датируются У1-111 вв. до новой эры.
Легенда происхождения кургана связывает с именем полководца Тимура. Тимур, выступивший в военный поход, проходя через перевал приказал каждому воину захватить по камню и сложить их в курган. По возвращению из похода Тимур вновь приказал каждому воину взять из кургана по камню. Оставшиеся камни погибших воинов образовали курган Сан-Таш. Так по легенде возник памятник погибшим воинам, символизирующий материализованную статистику жертв войны.
Значительная часть камней кургана имеет диаметр более 0,5 м., а вес более 100 кг. Переносить такие камни было едва ли под силу даже самым могучим воинам Тимура.

Где находится кумбез Балчака?

Кумбез (гумбез) Балчака находится в среднем течении реки Джууки. Он сооружен кашгарскими мастерами. По преданию замес для кирпичей делали из глины с добавлением козьего жира и шерсти забитого во время тризны скота. Кумбез представляет собой купольное сооружение с высокими, сужающимися к верху колонами по сторонам. Строительным материалом служили сырцовый кирпич, арчовые бревна и доски. Размеры кумбеза 9 x 8 x 7 м.

Какие археологические памятники находятся в котловине?

Археологический памятник Тамга расположен в долине одноименной реки. Наскальные рисунки, изображающие различных животных, датируются У11 вв. до н.э. К этому же время относятся и курганы на берегах реки. В центральной части памятника находится могильник, состоящий из курганов с земляными насыпями и оградок. Около ряда оградок стоят каменные изваяния. Здесь же находятся и широко известные рельефные тибетские надписи на камнях.
Местное население сложило легенду о расколовшемся камне, именуемом Тамга-Таш (камень с клеймом - кырг.), который, по мнению ученых, раскололся на две части еще до нанесения надписи. По легенде в тексте надписи на камне перечислены богатые трофеи, добытые героем кыргызского эпоса Манасом в одном из удачных походов, а сам камень является зримым свидетельством богатырской силы Манаса, рассекшего ударом сабли камень пополам. Тамга-Таш был настолько популярен, что его имя закрепилось за рекой, на берегу которой он лежит, и населенным пунктом у устья этой реки.
Широко известны у туристов развалины на полуострове Вали Котика у сухого устья реки Чон-Кой-Суу, датируемые археологами XX-X1У вв. Популярность их обьясняется тем, что эти развалины связаны с именем хромого "потрясателя вселенной" эмира Тимура. Средневековый историк Ибн Арабшах писал, что на острове озера Иссык-Куль Тимур построил небольшое жилище, где содержались пленники, захваченные им во время походов. Позже моголистанский историк и полководец Мухаммед Мирза Хайдар писал, что эмир построил неприступную крепость на иссыккульском острове в местности Кой-суу, где и поселил свою семью. Крепость, вероятно, должна была обезопасить семью Тимура во время его военных походов.
Здесь археологами на глубинах 0,5-4 м были обнаружены развалины сооружений из жженого кирпича и камня, фундаменты построек, полы, вымощенные кирпичем и камнем, бревенчатые настилы. Кроме того, под водой были найдены глиняная посуда, керамические плитки с рельефным орнаментом и голубой глазурью, кости животных и человека.
Падение уровня Иссык-Куля привело к тому, что остатки древних строений, хорошо видимых ранее под водой, в настоящее время разрушены волнением и занесены толстым слоем песка. Большая часть полуострова заросла кустарниками облепихи. Но и сейчас здесь можно наблюдать плиты ярко красного квадратного кирпича, xарактерного для Х-Х11 вв., и прямоуголоьного кирпича, датируемого Х11-ХУвв. Как правило, кирпич впаян в глыбы, сцементированных карбонатом кальция, конгломератов и песчаников. С восточной стороны полуострова из под воды выходит бревенчатый настил, некогда накрывавший стены подводных сооружений.
Археологические памятники в виде наскальных рисунков разного времени очень широко представлены по всей котловине. Наскальные рисунки раннежелезного века (У11 в. до н.э.-У в. н.э.) оставлены саками и сменившими их усунями на участке предгорий от Балыкчы до Чолпон-Аты. Чаще всего можно наблюдать изображения животных, особенно горного козла с загнутыми и закрученными в спираль рогами. Нередко встречается на рисунке олень священный тотем местного кыргызского племени бугу. В каменных галлереях можно встретить изображения человека, верблюда, собаки, волка, барса, лошади. В Чолпон-Ате археологом Д.Ф.Винником организован под открытым небом музей очень живописных наскальных рисунков.
В междуречье Бакты-Долоноту и Четке-Долоноту у села Бозтери на валунах изображены дикие животные. Эти рисунки датируются У1в.до н.э.- У111 в. н.э.
В районе села Ой-Тал находится группа археологических памятников, включающих наскальные рисунки и курганные могильники У1-1 вв. до н.э., захоронения и каменные изваяния древних тюрков, развалины поселений и арабские надписи средневекового времени.
Наскальные рисунки имеются и на южном берегу озера в районе Каджи-Сая.
К археологическим памятникам относятся и средневековые каналы, имеющие протяженность до нескольких десятков километров. Они хорошо сохранились в бассейнах рек Тюп, Джыргалан, Джуука, Барскоон, Тосор, Тон, Туура-Суу и др. Некоторые из каналов используются и теперь. Эти грандиозные даже по современным меркам ирригационные сооружения, берущие начало на высоте современных
ледников, свидетельствуют о широком развитии земледелия в котловине в средние века. Наличие древней арычной системы в высокогорных районах в бассейне реки Сары-Джаз и озера Сонкель, где из-за низких температур современное развитие земледелия невозможно, является весомым свидетельством более теплого климата в прошлом.

Каким временем датируются наскальные рисунки?

Исследователи иссыккульских наскальных рисунков Д.Ф.Винник иГ.А.Помаскина основную их массу относят к периоду от первого тысячелетия до н.э. до Х11 в н.э., то есть рисунки создавались на протяжении более, чем двух тысячелетий.

С какой целью создавались наскальные рисунки?

В научной литературе содержится много размышлений о функциональном назначении первобытного искусства. Большинство исследователей сходятся на том, что функции эти не были однозначными. Сюжеты рисунков позволяют говорить о том, что они создавались с культовой, познавательной и эстетической целями.

К какому времени относятся подводные развалины в урочище Кой-Сары?

В средние века в урочище Кой-Сары существовал большой город. Как считает археолог В.В.Плоских, он возник в У111 веке и прекратил свое существование в ХУ1 столетии. Это подтверждается находками керамики и точно датируемых монет. Позже в связи с подъемом уровня Иссык-Куля жизнь в городище прекратилась, волны размыли стены древних строений и рассеяли по побережью осколки керамической посуды.

Что говорят легенды об иссык-кульских кладах?

По одной из легенд в Х111 веке монахи христианской несторианской колонии, проживавшие вблизи столицы Караханидского государства Баласагуна, встревоженные нашествием войск монголов, нарядили караван из двухсот верблюдов, груженных золотой и серебрянной церковной утварью. Караван направился к озеру Иссык-Куль.
Здесь в долине реки Курменты, в пещере на крутом склоне был спрятан клад. А чтобы скрыть все следы к пещере подвели воду из ближайшего родника. В образовавшееся озеро монахи бросили тушу черного быка и оленьи рога.
Другая версия легенды гласит, что обладателями золотого клада на 60 верблюдах были калмыки, господствовавшие на Тянь-Шане в ХУ11-ХУ111 веках. Они якобы спрятали клад в той же долине реки Курменты или в верховьях реки Тюп. Существует мнение, что в свое время известный кыргызский манап Шабдан Джантаев предпринимал попытки поиска этого клада.

ТРАНСПОРТНЫЕ СВЯЗИ.

Какие суда плавали по озеру Иссык-Куль в довоенный период?

Первое деревяное судно было построено на Иссык-Куле в 80-х годах прошлого века купцом Атабаевым. В 1916 г. по озеру плавало около 10 судов. Среди них были моторная шхуна "Путешественник Пржевальский", яхта "Тарас Бульба" и 5 парусных судов купца Сулейманова.
В 1921 г. под руководством военного комиссара семиреченских трактов Бочарова было начато строительство баркасов, получивших названия "Красный восток", "Пролета-рий", "Южный коммунар", "Ильич". В 1926 г. был спущен на воду грузопассажирский пароход "Прогресс Киргизстана", а в 1927 г. флот пополнился пароходом такого же типа "Пионер". В 1931 г. на Пржевальской судоверфи был построен первый металлический теплоход "Советская Киргизия", грузоподъемность которого составляла 420 т., а скорость 10 узлов. В 1935 г. был построен пассажирский теплоход "Киров", а в 1938 г. буксирный катер "Комсомол".

Какие перевозки осуществляет Иссык-Кульское параходство?

В 1990 г. Иссык-Кульским пароходством было перевезено по озеру 625,3 тысячи т. грузов (в основном пшеницы, угля, щебня) и 109,9 тысяч человек отдыхающих на прогулочных теплоходах "Москва" и "Токтогул". С 1967 г. из-за низкой рентабельности регулярные пассажирские перевозки по озеру прекращены. Хотя в летний период пассажирские перевозки на быстроходных судах по маршруту Чолпон-Ата - Тамга и прогулочные круизы вдоль берегов озера с посещением живописных мест на побережье могли бы дать высокий экономический эффект.

Какие научно-исследовательские суда работают на Иссык-Куле?

Старейшим научно-исследовательским судном на Иссык-Куле является катер Билогической станции Национальной Академии наук Кыргызской республики "Академик Л.С.Берг". На протяжении многих лет его бессменным капитаном является Виктор Иванович Багринцев. С борта этого старейшины научного флота в различные годы проводились ихтиологические, гидробиологические, гидрологические и батиметрические работы. Большой стаж работы на Иссык-Куле имеет также катер "Шторм" Озерной обсерватории Агенства по гидрометеорологии республики. Много лет капитаном этого судна был А.Печенюк. Многолетние данные о температуре воды в озере были получены, главным образом, с борта этого судна при непосредственном участии самого капитана. В 1982 г. был спущен на воду Иссык-Куля, изготовленный на Ново-Черкасском судостроительном заводе теплоход "Мултор". Теплоход оборудован эxолотом, гирокомпасом и радаром. На его борту имеются гидрологическая и гидро-химическая лаборатории. Почти с момента спуска на воду и по сей день капитаном теплохода является опытнейший судоводитель А.Н.Бабак. С борта этого судна были выполнены наблюдения за течениями, гидрохимические и сейсмоаккустическая съемки озера.

Когда была построена железная дорога к Иссык-Кулю?

Железная дорога от г.Бишкека до г.Балыкчы, проходящая по очень пересеченному Боомскому ущелью, была сдана в эксплуатацию в 1950 г. В 1987 г. на конечной станции был построен большой железнодорожный вокзал.

Когда были построены в котловине основные грунтовые и автомобильные дороги?

Первый вьючный тракт был открыт в 1867 г. через реку Чилик и перевал Санташ для сообщения между Верным (Алматы) и Аксуйским военным укреплением, располагавшимся в современном селе Теплоключенка. В 1870 г. было налажено сообщение между Верным и Караколом через Пишпек. Дорога проходила по северному побережью Иссык-Куля. В 1933 г. было начато строительство дороги Фрунзе-Рыбачье перевал Торугарт на границе Кыргызстана с Китаем. В 1967 г. было завершено строительство автороги с асфальтовым покрытием вокруг Иссык-Куля.

Какие аэропорты действуют в котловине?

Первая авиалиния Фрунзе -Рыбачье была открыта в 1933 г. В настоящее время действуют аэропорты в Караколе, Чолпон-Ате, Тамге. В 80-х годах котловина была связана регулярными авилиниями с Фрунзе, Алма-Атой, Джалал-Абадом, Ошом. Линии обслуживали самолеты ЯК-40.

ТОПОНИМИКА.

Что такое топонимика?

Топонимика (от греческого topos-место и onuma-имя) является отраслью науки, изучающей географические названия и их происхождение. Как правило, древние топонимические элементы присутствуют в названиях рек, озер, гор, местностей, населенных пунктов. Топонимика дает ценный материал для истории, языкознания, этнографии, географии. Крупными специалистами в изучении топонимики Кыргызстана являются С.У.Умурзаков и Т .Эшенкулов.


Главная страница

Продолжение

Hosted by uCoz