Когда сформировалась кыргызская народность?

История кыргызского народа уходит в глубины седой древности. “Киргизы, писал востоковед академик В.В.Бартольд, принадлежат к числу древнейших народов Средней Азии. Из народов, живущих в Средней Азии, в настоящее время нет, по-видимому, ни одного, название которого так рано встречалось бы в истории”.
В письменных источниках сведения о кыргызах встречаются еще в 111 веке до н.э. Процесс формирования кыргызской народности был длительным и сложным. В прошлом древние кыргызские племена оказали очень заметное влияние на жизнь и становление народностей Алтая и Южной Сибири.
Как отмечают историки Б.Д.Джамгерчинов, В.П.Шерстобитов, А.К.Каниметов, в ХУ в. в Моголистане, на территории современного Кыргызстана, одной из самых многочисленных и компактных народностей были кыргызы. Общность территории, однородность кочевой жизни и хозяйственного уклада, господство общетюркского языка способствовали тому, что в состав кыргызской народности стали вливаться другие более малочисленные группы и народности. К XУ1 в. длительный и сложный исторический процесс формирования кыргызской народности завершился. Кыргызы сложились как самостоятельная народность и те или иные племена стали считать себя частью единой кыргызской народности.
Историки Дж.С.Бактыгулов и В.Я.Галицкий отмечают, что в последней четверти ХУ в. на Тянь-Шане образовалось Кыргызское ханство во главе с Мухаммедом-кыргызом, известным в кыргызских преданиях под именем Тагай-бия.

Каково происхождение кыргызов?

Многие ученые считают, что в процессе образования кыргызского этноса приняли участие как местные народы, так и переселившиеся с Енисея и Центральной Азии этносы. Саки и усуни были ассимилированы древнетюркскими племенами, на базе которых была сформирована кыргызская народность. Археологи В.П.Мокрынин и В.М.Плоских отмечают, что черепа из погребений усуней в основном европеоидные и похожи на черепа саков, но с большим процентом монголоидной примеси.
Монгольские племена в результате длительного общения были также ассимилированы кыргызами, составив одно из крупных племенных объединений -монголдор.

Когда в Иссык-Кульской котловине поселились калмыки?

В первой половине ХУ11 в. на Кыргызстан стали надвигаться войска джунгарских (калмыцких) ханов. В результате военных походов калмыков многие тысячи кыргызов были вынуждены бежать в Ферганскую долину, Памиро-Алай и Кашгар. Небольшая часть, оставшихся на берегах Иссык-Куля кыргызов, признала свою зависимость от джунгаров. По свидетельству посла России капитана И.Унковского, побывавшего у джунгарского правителя в 1723 году, кыргызы кочуют по Прииссыккулью, их численность 5 тысяч кибиток и войска до 3 тысяч. На карте он показал их расселение вокруг Иссык-Куля, отметив при этом, что они не дают покоя джунгарам. если считать, что в каждой юрте (кибитке) жило, как минимум 6 человек, то численность кыргызов Иссык-Кульской котловине в первой четверти ХУ111 века составляла около 30 тысяч человек.
Кыргызский народный эпос “Манас” сообщает об отваге кыргызского народа в борьбе против джунгарских завоевателей.
Во второй половине ХУ111 в. Джунгарское государство под ударами правящей цинской династии пало. Многие джунгары отступили в пределы России, а некоторые поселились среди кыргызов. В настоящее время калмыки проживают на востоке Иссык-Кульской котловины в селах Чельпек и Берю-Баш.

Когда иссык-кульские кыргызы приняли российское подданство?

Обострение междуусобиц между племенами сарыбагыш, проживающими на западе котловины, и бугу, населяющими ее восточную часть, гнет Кокандских ханов, угроза нападения со стороны цинских правителей и казахских султанов побудили кыргызов искать покровительства Россиии. В сентябре 1854 года манапы одного из крупнейших кыргызских племен -бугу, насчитывающего около 10000 юрт, Боромбай Бекмурат уулу, Балбай Эшкожо уулу и другие написали письмо генерал-губернатору Западной Сибири Г.Х.Гасфорду, в котором выражали желание принять российское подданство. В ноябре 1854 года решение об удовлетворении просьбы бугинцев было одобрено русским царем. 17 января 1855 г. полномочным представительством племен бугинцев и саяков во главе с Качыбеком Шераалы в присутствии высоких чиновников Западно-Сибирского генерал-губернаторства и приглашенных казахских султанов (приглашение было также послано манапам племен солто и сарыбагыш, которые не прибыли) была принята присяга на подданство России. До принятия присяги были подписаны 14 пунктов взаимных обязательств, которые гласили, что отныне кыргызы пользуются покровительством России, но в свою очередь обязуются обеспечивать безопасность русским караванам, проходящим через их земли и кочевья, не прибегать к покровительству ташкентцев и кокандцев или кого-то другого, жить в добром согласии с русскоподданными казахами Старшего жуза (Большой орды). Боромбай был назначен старшим манапом племени бугу и ему было присвоено воинское звание подполковника.

Когда появились в котловине первые русские поселенцы?

После добровольного вхождения иссык-кульских кыргызов в состав России на месте нынешнего села Теплоключенка в 1864 г. был построен казачий военный пост Ак-Су, а на реке Джуука -небольшой пикет, земляное укрепление, где размещался взвод солдат. Во время экспедиции на Иссык-Куль Н.А.Северцева в 1867 году здесь, кроме этих постов, населенных пунктов не было. Около Джуукинского пикета, к своему большому удивлению, Н.А.Северцев встретил русского крестьянина из центральных районов России. “Не помню, какой губернии, -писал он, -но помню из средних и черноземных, чуть ли не Курской, жаль, что не записал имени этого пионера русской вольной колонизации на Иссык-Куле. Он был послан своим обществом земли высматривать для переселения. Походил по Семиречью и добрался до Иссык-Куля, где жил уже второй год, наживая деньгу на обратный путь, и наживал успешно. Пришел он без гроша, поистратившись дорогой, нанялся работать при постройке Аксуйского поста, а там присоединился к заукинским каракиргизам, устроил мельницу, купил лошадей, собрал телегу, стал промышлять извозом, возить хлеб и ставить муку на Аксуйский пост и Заукинский пикет, а в 1867 году нанял уже и засеял киргизские поля с платой за орошение из урожая...
У самого Заукинского поста был у него свой хуторок, тут же и небольшая водяная мельница, на быстро бегущем арыке”.
Возможно, и сейчас проживают на берегах Иссык-Куля потомки этого первого трудолюбивого русского переселенца.

Какие населенные пункты были основаны переселенцами?

С конца 60-х годов Х1Х века этнический состав населения Иссык-Кульской котловины стал меняться из-за притока переселенцев из европейской части России и Западной Сибири. В 60-70-х го-дах Х1Х века возникают переселенческие деревни Теплоключенка (бывшее укрепление Ак-Су), Сазановка (ныне Ананьево), Преображенское (Тюп), Новоконстантиновка (Джергез), Алексеевка (Ой-Тал), Сливкино (Покровка, Кызыл-Суу). Более интенсивный приток переселенцев наблюдался в конце Х1Х -начале ХХ веков. В это время возникают поселения Семеновка, Озерно-Фальбаумовское (Кутургу), Лизогубовка (Советское), Высокое (Джети-Огюз), Богатыровка, Липенка, Иваницкое (Шалба, Тилекмат), Светлая Поляна.

Когда поселились в котловине дунгане и уйгуры?

В 1877-78 гг. к русским, украинским и отчасти белорусским переселенцам добавились дунгане -беженцы из Восточного Туркестана, участники разгромленного антицинского крестьянского восстания. Более 100 дунганских семей обосновались на землях в районе села Мариинское (Ырдык) и в Караколе.
В начале 80-х годов прошлого века на востоке Прииссыккулья обосновалась небольшая часть уйгуров из Восточного Туркестана.

Какие земли были заняты переселенцами?

Переселенцами в основном были заняты плодородные земли на востоке и севере котловины, а малопригодные для земледелия каменистые земли на западе котловины их не интересовали.

Какова была численность населения котловины в 1913 г.?

По данным Г.Г.Галиулина и В.В.Гречко в 1913 году население Иссык-Кульской котловины не превышало 250 тысяч человек, из них численно преобладали кыргызы, а переселенцы других национальностей составляли около 25%.

Когда и кем был основан центр Иссык-Кульской области город Каракол?

Основание Каракола относится к лету 1869 г. Место для будущего города у подножия хребта Тескей Ала-Тоо, на абсолютной высоте 1690-1850 м в 6 км от озера Иссык-Куль было избрано экспедицией барона А.В.Каульбарса. В этом же году были распланированы главные городские улицы и площади, гостинный двор и заложены казармы. Каракол представлялся его основателям как город-порт на берегу озера. Но после землетрясения 1887 г., разрушившего большинство построек, город стал застраиваться преимущественно деревянными домами выше по одноименной реке. С 1889 г. по1921 и с 1939 по 1991 гг. город носил имя скончавшегося в нем в 1888 г. выдающегося русского географа, исследователя Центральной Азии Н.М.Пржевальского.

Какова численность и национальный состав жителей Каракола?

Население Каракола на 1.01. 1990 г. составляло 62,6 тысяч человек. Из них кыргызы и русские составляли 81%, узбеки -4,1%, украинцы -3,7%, татары -3,5%, уйгуры -3,1%, дунгане 1,0%.

Каково административно-территориальное деление Иссык-Кульской области?

Иссык-Кульская область помимо собственно Иссык-Кульской котловины включает часть сыртовой зоны южнее хребта Тескей-Алатоо и часть территории Боомского ущелья. Общая площадь области 43,5 тысячи км2 , из них 22080 км 2 приходится на Иссык-Кульскую котловину. Территория области делится на 5 районов: Тюпский (районный центр с.Тюп с населением 11,7 тыс.человек), Ак-Суйский (с.Теплоключенка -10,4 тыс. человек), Джети-Огюзский (с. Кызыл-Су-13,5 тыс. человек), Тонский (с.Боконбаево -10,8 тыс. человек), Иссык-Кульский (г. Чолпон-Ата -10,5 тыс. человек). На территории области находятся 3 города: Каракол, Балыкчы, Чолпон-Ата и 3 поселка городского типа: Пристань-Пржевальск (население -3,9 тыс. человек), Джыргалан (1,8 тыс. человек), Каджи-Сай (8,3 тяс. человек).

Каковы численность и плотность населения котловины?

Численность населения котловины около 400 тысяч человек. Основная масса населения расселена на приозерной равнине, площадь которой составляет 3092 км2 . Здесь средняя плотность населения равна 130 человекам на 1 км2 . В основных рекреационных зонах, особенно в районе Чолпон-Аты, плотность населения в несколько раз выше, особенно летом. Для сравнения: средняя плотность в целом по Кыргызстану -20 человек на км2.
В середине 80-х годов ежегодный прирост населения, в основном за счет превышения рождаемости над смертностью, составлял около 5 тысяч человек. Городское население котловины составляет 33%, сельское -67%.

Когда был основан город Балыкчы?

Первое поселение людей в районе современного города появилось в 1871 г. в связи с созданием почтовой станции. В 1884 г. около станции поселился отставной солдат М.И. Бачин, с именем которого связано название возникшего здесь небольшого поселения Бачино. Жители его наряду с обслуживанием почтовой станции занимались рыболовством. Поэтому селение в последствии получило название Рыбачье, которое оно носило до 1989 г, когда город был переименован в Иссык-Куль, а затем в Балыкчы. Численность населения Балыкчы на 1.01. 1990 г. составляла 42,7 тысяч человек. Из них кыргызы -52%, русские -37,6%, украинцы -2,7%, татары -2,0%, узбеки -1,5%.

Когда христианство проникло на Иссык-Куль?

Согласно Каталонской карте 1375 г., на Иссык-Куле проживали христиане. На карте, на северном берегу озера было показано здание, увенчанное крестом, с пояснительной надписью: “Место, называемое Иссык-Куль. В этом месте -монастырь братьев армянских, в котором, говорят, пребывает тело Св.Матфея, Апостола и Евангелиста.”
Как считают археологи В.Мокрынин и В.Плоских, в конце Х11 в.Кашгар и Семиречье, а значит и Прииссыккулье, входили в христианскую несторианскую метрополию. По их мнению, тюркское племя джикиль, проживавшее в окресностях Иссык-Куля и, в частности, на западе котловины близ города Яра, уже в У111 в. приняло христианство. Наибольшего влияния на территории современного Кыргызстана христианство достигло в Х111 в. во времена правления первых ханов-чингизидов, покровительствовавших несторианцам. По свидетельству землепроходца Марко Поло, хан Джагатай сам принял христианство.

Когда в Прииссыккулье проник буддизм?

Как считают археологи, в У111 в. городах Чуйской долины жили многочисленные общины буддистов -последователей учения Будды Гаутамы, или принца Шакьямуни. Носителями этой религии были переселенцы, не желавшие в угоду завоевателям арабам принять мусульманство. Буддистские памятники в окресностях Иссык-Куля представлены тибетскими текстами, содержащими известную молитвенную формулу: “Ом мани падме хум” (Ом! Драгоценность на лотосе. Хум).
Наиболее известными являются рельефные буддистские тексты в долине реки Тамга. Как считают историки, тамгинские надписи были нанесены самими тибетцами в промежуток времени между серединой У11 и серединой 1Х вв. Другие молитвенные надписи, найденные в ущелье реки Джууки, у села Ой-Тал и в урочище Ак-Улен, выполненные довольно небрежно, неумелой рукой, датируются ХУ11 - первой половиной ХУ111 вв. Эти надписи, вероятно, сделали буддисты-калмыки. Тибетские и калмыкские надписи на камнях, найденные в 1937 г. у села Ак-Олен профессором Б.М.Зима, были переданы в Санкт-Петербургский Государственный Эрмитаж.

Когда ислам появился в Прииссыккулье?

Исламизация Прииссыккулья была осуществлена во время господства Караханидов, то есть в Х-Х11 вв. Однако наряду с исламом часть жителей продолжала исповедовать христанство и буддизм. Такое положение сохранялось до конца Х1У в., когда правящие монгольские ханы приняли ислам и стали фанатично насаждать его среди последователей Шакьямуни и Иисуса Христа. Убедительным доказательством исповедования ислама в это время являются многочисленные намогильные эпитафии. Одна из них, прочитанная и переведенная В.В.Бартольдом, гласит: “Я прибегаю к Богу от сатаны. Во имя Бога, всемилостивого, всемилосердного. Засвидетельствовал Бог, что нет Бога, кроме него и ангелы и люди знающие, соблюдая справедливость (исповедуют): нет Бога, кроме него, всемогущего, мудрого поистине (настоящая) вера перед Богом ислам. Да благословит Бог Мухаммеда, пророка...” В.В.Бартольд определил, что содержание этой эпитафии передает один из стихов Корана.

ПРОМЫШЛЕННОЕ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО.

Какие электроэнергетические предприятия действуют в
Иссык-Кульской котловине?

В котловине действуют 2 ТЭЦ Каджисайская, мощностью 4125 кВт и Каракольская, мощностью 6500 кВт. Обе ТЭЦ работают соответственно на базе местных угольных месторождений Сегеттю и Джыргалан.


Главная страница

Продолжение

Hosted by uCoz